Автоматизация супермаркета
Другой немаловажный фактор - это снижение времени обслуживания покупателя . Если в секционном магазине покупатель должен стоять в очереди в каждый отдел, то в магазине самообслуживания ему нужно пройти только очередь в кассу. Если покупатель ограничен во времени, в секционном магазине он сделает покупки только в тех отделах, где продаются самые нужные для него товары. При самообслуживании время, проведенное покупателем в магазине, почти не зависит от количества покупок.
Наглядное представление товаров для покупателей так же является одним из плюсов. Чтобы получить подробную информацию о товаре в магазине секционной торговли покупатель каждый раз должен обращаться с вопросом к продавцу, что особенно неудобно, когда в отделе очередь. В условиях самообслуживания покупатель может сам ознакомиться со всеми характеристиками товаров, что увеличивает вероятность принятия решения о покупке товара. Кроме того возрастает вероятность покупки того товара, который покупать не планировалось – просто он попался на глаза и понравился. Появляется возможность применять различные методы выкладки товара на прилавок в рекламных целях для выделения и продвижения того или иного товара. Саму систему автоматизации можно разбить на 2 составляющие части:
Первую часть принято называть "Front Office" - это автоматизация рабочего места кассира.
Вторая составляющая это так называемый "Back Office", состоит из рабочих мест операторов прихода, товароведов, бухгалтеров, директората, выделенного сервера базы данных.
Для наглядности приведем схематичное расположение оборудования системы автоматизации:
Автоматизация магазина - Front Office
"Front Office" - к нему обычно относятся рабочие места кассиров, построенные на базе кассовых терминалов (или, что тоже самое POS-терминалов ) с подключенными к ним лазерными сканерами штих-кодов . Помимо кассового оборудования в торговом зале можно установить весы с печатью этикетки , которые "запоминают" список весового товара с наименованием, штрих-кодом и ценой товара. В зависимости от модели весов можно запомнить список от нескольких сотен до нескольких тысяч товаров со штрих-кодом, ценой и наименованием. В случае установки весов с печатью этикетки в торговом зале, покупателю на месте взвешивается приобретаемый товар и на упаковку клеится распечатанная этикетка со штрих-кодом, наименованием, массой и стоимостью. В самом штрих-коде помимо кода товара закодирована еще и масса товара, а следовательно по коду товара легко определить цену товара и по его массе определить стоимость. Кроме установки торговых весов с печатью этикетки в зале (для взвешивания сыров, колбас и т.п.), где-нибудь в подсобке можно установить фасовочные весы с печатью этикетки, например для того, чтобы коробку печенья расфасовать в пакеты по пол килограмма, распечатать и наклеить этикетки, а уже затем выкладывать товар в торговый зал.
Автоматизация магазина - Back Office
Компьютерная техника части " Back Office" , как правило, комплектуется ручными сканерами штрих-кодов , принтерами этикеток для маркировки товаров штрих-кодами, терминалами сбора данных для быстрого проведения инвентаризаций.
Однако, оборудование для автоматизации само по себе - это только лишь часть всей системы.
Программное обеспечение, которое называют учетной системой, является существенной частью системы автоматизации. Если необходимость принятия мер, снижающих возможность воровства со стороны персонала и со стороны покупателей очевидна для каждого владельца супермаркета, то преимущества, которые дает детальный автоматизированный учет, требуют отдельного рассмотрения.
Ассортимент современного супермаркета составляет от 5 до 50 тысяч наименований товаров в зависимости от размеров магазина. Управление таким ассортиментом – трудоемкая задача, практически невыполнимая без системы автоматизированного учета и управления.
Другое важное преимущество автоматизированного учета – возможность ведения учета товаров по закупочным ценам , что позволяет предоставлять владельцам магазина точную, реальную, а не усредненную картину затрат, прибылей и убытков в любой момент времени.
Детальный автоматизированный учет товародвижения в магазине обеспечивает получение оперативной информации о наличии и продажах товаров и накопление этой информации. Полученная учетная информация служит исходными данными для принятия решений по управлению супермаркета.
Автоматизация учета позволит оперативно получать расширенную аналитическую информацию о текущем состоянии торгового процесса:
- проводить анализ динамики продаж товаров по товарам, группам товаров;
- отслеживать изменение потребительского спроса по дням, неделям, месяцам;
- проводить анализ продаж товаров по прибыли;
- выявлять наиболее прибыльные товары и т.д.