Аспекты автоматизации. Организация самообслуживания
Мировая практика показывает, что наиболее эффективной формой организации розничной торговли является система самообслуживания. Малоприбыльные неэффективные магазины просто не выживают в конкурентной борьбе.
Одним из весомых аргументов в пользу самообслуживания – это эффективное использование торговой площади – на одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить больше количество товаров, чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю.
Другой немаловажный фактор – это снижение времени обслуживания покупателя. Если в секционном магазине покупатель должен стоять в очереди в каждый отдел, то в магазине самообслуживания ему нужно пройти только очередь в кассу. Если покупатель ограничен во времени, в секционном магазине он сделает покупки только в тех отделах, где продаются самые нужные для него товары. При самообслуживании время, проведённое покупателем в магазине, почти не зависит от количества покупок.
Наглядное представление товаров для покупателей так же является одним из плюсов. Чтобы получить подробную информацию о товаре в магазине секционной торговли, покупатель каждый раз должен обращаться с вопросом к продавцу, что особенно неудобно, когда в отделе очередь. В условиях самообслуживания покупатель может сам ознакомиться со всеми характеристиками товара. Кроме того, возрастает вероятность покупки того товара, который покупать не планировалось – просто он попался на глаза и понравился. Появляется возможность применять различные методы выкладки товара на прилавок в рекламных целях для выделения и продвижения того или иного товара.
Система самообслуживания. Front и Back Office
Саму систему автоматизации можно разбить на две составляющие части. Первую из них принято называть «Front Office» - это всё оборудование системы автоматизации находящееся в торговом зале.
Вторая составляющая системы автоматизации, так называемый «Back Office», состоит из рабочих мест операторов прихода, товароведов, бухгалтеров, директората, выделенного сервера базы данных.
Для наглядности приведём схематичное расположение оборудования системы автоматизации:
«Front Office» - к нему обычно относятся рабочие места кассиров, построенные на базе кассовых терминалов (POS-терминалов) с подключёнными к ним лазерными сканерами штрих-кодов. Помимо кассового оборудования в торговом зале можно установить весы с печатью этикетки, которые «запоминают» список весового товара с наименованием, штрих-кодом и ценой товара.
В зависимости от модели весов можно запомнить список от нескольких сотен до нескольких тысяч товаров со штрих-кодом, ценой и наименованием. В случае установки весов с печатью этикетки в торговом зале, покупателю на месте взвешивается приобретаемый товар и на упаковку клеится распечатанная этикетка со штрих-кодом, наименованием, массой и стоимостью.
В самом штрих-коде помимо кода товара закодирована ещё и масса товара, а, следовательно, системе автоматизации по коду товара легко определить цену товара и по его массе определить стоимость. Кроме установки торговых весов с печатью этикетки в зале (для взвешивания сыров, колбас, фруктов и т.п.), где-нибудь в подсобном помещении, можно установить фасовочные весы с печатью этикетки, например для того, чтобы коробку печенья расфасовать в пакеты по полкилограмма, распечатать и наклеить этикетки, а уже затем выкладывать товар в торговый зал.
Компьютерная техника части «Back Office», как правило, комплектуется ручными сканерами штрих-кодов, принтерами этикеток для маркировки товаров штрих-кодами, терминалами сбора данных для быстрого проведения инвентаризаций.
Однако, оборудование само по себе – это только лишь часть системы автоматизации.
Программное обеспечение, которое называют учётной системой, является существенной частью системы автоматизации. Если необходимость принятия мер, снижающих возможность воровства со стороны персонала и со стороны покупателей очевидна для каждого владельца магазина, то преимущества, которые даёт детальный автоматизированный учёт, требует отдельного рассмотрения.
Ассортимент современного супермаркета составляет от 5 до 50 тысяч наименований товаров в зависимости от размеров магазина. Управление таким ассортиментом – трудоёмкая задача, практически невыполнимая без системы автоматизированного учёта и управления.
Другое важное преимущество автоматизированного учёта – возможность ведения учёта товаров по закупочным ценам, что позволяет предоставлять владельцам магазина точную, реальную, а не усреднённую картину затрат, прибылей и убытков в любой момент времени.
Детальный автоматизированный учёт товародвижения в магазине обеспечивает получение оперативной информации о наличии и о продажах товаров и накопление этой информации. Полученная учётная информация служит исходными данными для принятия решений по управлению магазином.
Автоматизация учёта позволит:
- оперативно получать расширенную аналитическую информацию о текущем состоянии торгового процесса:
- проводить анализ динамики продаж товаров по товарам, группам товаров;
- отслеживать изменение потребительского спроса по дням, неделям, месяцам;
- проводить анализ продаж товаров по прибыли;
- выявлять наиболее прибыльные товары и т.д.