Справочник по торговому оборудованию
FAQ по торговому оборудованию
Терминалы сбора данных (ТСД)
Терминал сбора данных (ТСД) - это автономное устройство, выполняющее сбор, хранение и обработку информации с последующей передачей ее в компьютер. В компьютер терминал сбора данных может передавать информацию через специальную коммуникационную подставку, интерфейсный кабель или ИК-порт. Кроме того, некоторые модели поддерживают передачу данных по радиоканалу.
ТСД используются при проведении складских операций, таких, как: приемка и расход товара, инвентаризация складов, основных средств предприятий. Также ТСД применяют для организации выездной торговли и при обслуживании клиентов в организациях сферы услуг с выездом к клиенту. После накопления данных в ТСД оператор производит выгрузку данных в ПК, где производится их дальнейшая обработка. В случае использования радиоканала для связи с ПК данные передаются сразу в ПК. В зависимости от способа передачи данных различаются автономные терминалы сбора данных оператор осуществляет сбор данных во внутреннюю память терминала с последующей выгрузкой в ПК, и радиотерминалы сбора данных осуществляется мгновенная передача данных.
Принтеры этикеток штрих-кода
Все принтеры этикеток делятся на термические(LP) и термотрансферные(TLP). Термический принтер при печати использует только термохимическую бумагу, больше никаких расходников не требуется (по аналогии с обычным факсом). Изображение на этой бумаге живет от 1 года до 2-х лет, а для большинства товаров этого достаточно.
Трансферный принтер использует при печати обычную бумагу и тонкую красящую ленту (риббон).
К принтерам идут опции - нож для отрезки (для чековой ленты или для рулона с непрерывной самоклеящейся лентой, отрез по высоте этикетки), отлепитель этикеток (PEELER, PEEL OFF - так иногда называют) для отлепления этикеток после печати. Обычно используют в том случае, когда товар маркируется прямо на складе и принтер и товар находятся рядом. Встроенные смотчики этикеток обычно идут с моделями промышленного типа, настольные модели комплектуются обычно внешними автономными смотчиками.
Особый разговор о ширине печати. Обычно принтеры имеют ширину печати 60 мм. или 104 мм. Высота этикеток может иметь разный размер, поэтому определяющее значение имеет ширина печати.
Термотрансферне или термо-принтеры в зависимости от размера и производительности разделяются на классы:
1. Принтеры этикеток начального уровня (1-2 этикетки в секунду, не более 3 000 этикеток в день)
2. Принтеры этикеток среднего уровня (3-4 этикетки в секунду, не более 10 000 этикеток в день)
3. Промышленные принтеры этикеток (5-7 этикетки в секунду, более 10 000 этикеток в день)
4. Суперпромышленные принтеры этикеток (безостановочные принтеры печати 24 часа в день 7 дней в неделю)
Другое отличие одной мдели от другой качество печати. Большинство принтеров штрих-кода печатают с качеством 203 точки на дюйм, так же есть можели с 300, 400 и 600 dpi.
Штрих-кодирование. Автоматическая идентификация
Сегодня конкурентоспособность и рентабельность бизнеса все больше зависит от того, насколько быстро и оперативно данные о бизнес-процессах поступают к менеджерам, принимающим управленческие решения. По-настоящему высокой эффективности управления способны достичь только те фирмы, где применяются современные информационные технологии и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Такие компании выделяются среди конкурентов за счет высокого качества управления и возможности принимать быстрые и эффективные решения на основе доступной в любой момент информации.
Внедрение информационных технологий означает не просто наличие компьютерной системы управления, еще это означает наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, призванных облегчить ввод информации, уменьшить число ручных операций и минимизировать число ошибок при вводе данных.
Среди множества задач, связанных с первичным собором информации, можно выделить автоматическую идентификацию (распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж, документы и т.п.). Ее решение предполагает выполнение следующих шагов: присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода), нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор, считывание данных с метки цифровым устройствоштрихкод данных метки в электронный вид.
В качестве идентификатора можно использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде штрихкода.
Почему штрихкод стал таким популярным?
Из доступных технологий автоматической идентификации технология штрихового кодирования и штрихкодовая метка приобрели наибольшую популярность. Прежде всего это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрихкода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток. Если штрихкод наносится типографским способом, то на стоимости упаковки это не отражается, если же штрихкод печатается на самоклеящейся этикетке, то стоимость упаковки возрастает незначительно. Следует учитывать, что с каждым годом все больше производителей сами заботятся о нанесении штрихкода на упаковку, и количество товаров, маркированных штрихкодом также увеличивается, что, естественно, уменьшает затраты на самостоятельную маркировку.
Штрих-код, нанесенный на упаковку, можно прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры штрихкода (Вы можете увидеть их на рабочих местах кассиров многих современных магазинов). Для чтения штрихкода при помощи сканера не обязателен непосредственный контакт с самим штрихкодом: максимальное расстояние считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300 мм (промышленные сканеры могут читать и с большего расстояния). Сканер распознает и считывает штрихкод, переводит данные штрихкода в электронный вид и передает для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.
Почему наличие штрихкода стало обязательным требованием?
Штрих-код, нанесенный на упаковку товара, не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров есть штрихкод, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания (теперь им не нужно долго задерживаться там, где приходится расставаться с деньгами). Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах и запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения о пополнении запасов тех или иных видов товаров.
Торговые предприятия с высоким потоком покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции маркировать каждый поставляемый товар собственным штрихкодом.
Составляющие технологии штрихового кодирования
В технологии штрихового кодирования можно выделить следующие основные этапы:
1. Создание штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.
2. Маркировка товара штриховым кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрихкод, распечатанный типографским способом).
3. Чтение штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде).
О штриховых кодах
Рассмотрим первый этап технологии штрихового кодирования - создание штрихового кода. Прежде всего ответим на вопрос: "Что такое штрихкод?".
Что такое штрихкод?
Штрих-код - это графическая метка, в которой по определенным правилам закодирована информация, как правило, это алфавитно-цифровой код-идентификатор. Штрих-код создают таким образом, чтобы эту информацию впоследствии можно было прочитать электронным устройством - считывателем штрихкода.
Изображение штрихкодовой метки создают на ПК при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на макете упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым эквивалентом штрихкода и дополнительная текстовая и графическая информация, предназначенная для прочтения человеком.
На сегодняшний день выделяют два типа штриховых кодов: одномерные и двухмерные.
Одномерный штрихкод можно встретить на большинстве товаров. Он представляет собой ряд прямоугольных полос, разделенных промежутками. Информация в нем содержится только в одном измерении и может быть считана обычным однолучевым сканером.
Двухмерный штриховой код можно встретить на акцизных марках ликероводочной продукции. Такой штрихкод содержит информацию на всей плоскости штрихкода сразу в двух измерениях. Двухмерный штриховой код можно считать при помощи специализированных сканеров двухмерных штрихкодов.
В двухмерных штрихкодах можно закодировать существенно больший объем информации, но из-за сложности работы с ними и значительной стоимости оборудования (сканеров двухмерного штрихкода) он пока не получил широкого распространения.
Чаще всего на упаковках товаров мы видим одномерный штриховой код. Он применяется для маркировки большинства товаров и промышленных изделий. Значительная часть представленной на нашем сайте информации о штриховом кодировании имеет отношение только к одномерному штриховому коду.
О системах штрихового кодирования
На сегодняшний день существует более пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся: EAN/UPC, Code39, Код <2 из 5> (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и в Европе наибольшее распространение получил штрихкод EAN-13.
Штрих-код EAN
Штрих-код ЕAN состоит из префикса, кода и контрольного символа. Различают два типа штриховых кодов EAN: обычный штрихкод, присваиваемый товарам промышленного производства, и внутренний штрихкод, присваиваемый товарам в пределах одного предприятия.
Обычный штрихкод можно увидеть на упаковках многих товаров массового производства (например, на бутылке CocaCola). Он содержит код страны, код предприятия и код товара. Товарам, имеющим разные потребительские свойства (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, упаковки и т.д.), назначают разные штриховые коды. Например, штрихкод на бутылке CocaCola отличается от штрихкода на упаковке бутылок CocaCola.
Внутренний штрихкод может использоваться только в пределах одного предприятия, его наносят на упаковку штучного или весового товара. Первый символ штрихкода должен быть цифрой 2, а второй символ - цифрой в диапазоне от 0 до 9. Предприятие может выбрать определенное значение второго символа для обозначения штучных товаров, а оставшиеся использовать для обозначения весовых товаров. Штучный штрихкод содержит только код товара, а весовой штрихкод содержит и код товара, и его вес.
Присвоение номеров штриховых кодов товарам массового производства
Основное требование к штриховым кодам товаров массового производства - уникальность номеров штриховых кодов, т.е. нигде в мире не может быть товара с таким же номером штрихкода.
Присвоением номеров штрихового кода EAN занимается добровольная некоммерческая Ассоциация EAN, включающая 98 организаций из 100 стран. В России эту Ассоциацию представляет организация ЮНИСКАН. Всем товарам Российского производства организация присваивает префикс в диапазоне от 460 до 469. За префиксом следует номер предприятия и номер товара, которые также получаются в организации ЮНИСКАН.
- Комментарии